Самолеты АК

Ниже приводится общая информация о самолетах Аэроклуба. Более подробную информацию можно получить перейдя по соответствующим ссылкам. 
На данный момент, в нашем Аэроклубе есть два легких самолета: "Элитар-202" и "Элитар-Сигма".

"Элитар-Сигма", Оренбургский аэроклуб, полеты Оренбург, посадочная площадка Соль-Илецк (Елшанка)
"Элитар-Сигма"
"Элитар-202", Оренбургский аэроклуб, полеты Оренбург, посадочная площадка Соль-Илецк (Елшанка)
"Элитар-202"

Оба самолета относятся к категории легких самолетов и являются т.н. единичными экземплярами воздушного судна (ЕЭВС). Самолеты условно "многоцелевые" подходят как для обучения полетам (оба имеют спаренное управление), так и для "просто полетов" с целями туризма, воздушных прогулок и т.п. С одной оговоркой: на этих самолетах допускается выполнять только простой пилотаж, то есть петли Нестерова, бочки, штопор или перевернутый полет на них официально выполнять нельзя (но это не значит, что они этого не умеют : ). В общем, эти самолеты - не спортивные. 
ЕЭВС - термин применяющийся к самолетам не выпускающимся серийно, а выпускающимся небольшими партиями, по 3 - 5 штук, например, и не имеющим определенного (зарегистрированного) типа воздушного судна.
Это существенная оговорка. Самолет Як-18Т, например, сейчас тоже не выпускается серийно, но вы можете его заказать на Смоленском заводе, и его там для вас сделают штучно (в одном или нескольких экземплярах), но при этом, это будет  именно просто самолет, без приставки "ЕЭВС", поскольку данный тип воздушного судна был зарегистрирован КБ Яковлева еще в СССР. 
А вот для нынешних самолетов "без роду и племени", чиновники придумали определение "ЕЭВС".
На самом деле, для того чтобы зарегистрировать тип самолета (чтобы он потом проходил везде не как ЕЭВС, а именно как "типовой самолет", то есть "тип"), необходимо затратить огромное количество сил, времени и, соответственно средств, но кроме чувства "глубокого удовлетворения" производителю это ничего не даст, так как при этом теряется гибкость.
Типовой самолет он потому и типовой, что все самолеты одного типа - абсолютно одинаковые по конструкции. Хочешь (есть нужда) что-то изменить - оформляй модификацию. А смысл? 
ЕЭВС же, позволяют производителю подстраиваться под конкретного заказчика-покупателя: можно что-то добавить, что-то убрать или поменять, например, какие-либо системы или приборы... и потом зарегистрировать его как другой ЕЭВС. Таким образом, два внешне похожих ЕЭВС могут внутри отличаться как земля и небо... А вот с типовым самолетом такие штуки не пройдут. Никаких "хочу вот так" от конечного пользователя! Есть вот эдак - вот этим и пользуйся : )

Но вернемся к нашим самолетам. 
Оба самолета представляют собой т.н. "самолеты хорошей погоды", то есть самолеты на которых разрешены полеты только днем, в хорошую погоду, про правилам визуальных полетов (по "умному" это звучит так: Разрешены полеты днем, в ВМУ по ПВП). 
Это значит, что самолеты не оборудованы приборами и системами для выполнения полетов ночью или в приборных метеорологических условиях (в облаках, а также в условиях ограниченной видимости, то есть), и в ливневых осадках. Более подробно про влияние погодных условий на выполнение полетов на этих самолетах вы можете узнать здесь и здесь.

Самолеты были выпущены под заказ Аэроклуба на Самарском предприятии ООО "СамараВВВ-авиа", которое имело производственную базу на аэродроме Смышляевка (под Самарой) в 2010 году. 
"Элитар-Сигма", это некоторая модификация самолета "Сигма-4" нашего российского конструктора С.В.Игнатьева. Она с небольшими вариациями также выпускается на заводе под Воронежем. "Элитар-202" (первые модели шли под названием "Элитар-101") также разрабатывался нашими, российскими конструкторами А.Летицким и Ю.Шипиловым. 
На тот момент времени, цена каждого самолета в полной комплектации составляла порядка восьмидесяти тысяч американских рублей. 
Самолеты "Элитар-202" были выпущены всего в количестве пяти единиц (у нас пятый - последний), самолетов же "Элитар-Сигма" на предприятии было выпущено несколько больше, порядка 20 штук (точное число нам неизвестно, да это и не важно). 

Что же до особенностей эксплуатируемых нами самолетов, то "Элитар-202" более строг и сложен в управлении, и более тяжел (что увеличивает скорость сваливания и длину разбега), но зато может летать на расстояния до 900 километров, и в нем более удобные кресла : )
"Элитар-Сигма" же, наоборот, легок в управлении, прощает больше ошибок пилотирования, практически не сваливается в штопор (если его не валить туда, то он просто "парашютирует" на скорости около 80 км/ч с вертикальной скоростью около 4 м/с), а если и сваливается, то легко из него выходит. Кроме того, из кабины "Сигмы" открывается просто чудесный обзор (что не скажешь о "202-м"). Но летать на нем с непривычки пострашнее, поскольку "попа едет по земле" : ) (т.е. низкая посадка пилотов). 

На этом, пожалуй, знакомство с самолетами и закончим.
Размеры и некоторые лётные характеристики каждого конкретного самолета вы можете посмотреть перейдя по ссылкам, которые приведены выше. Кучу фотографий обоих самолетов, можно найти здесь.