Ниже рассматриваются вопросы о законности выполнения полетов с пассажирами на борту самолетов АОН, а также вопросы взимания платы за эти полеты.
Хотелось бы также отметить, что всё изложенное ниже, является субъективным видением автора заметки, проблемы возникающей при выполнении полетов АОН за плату, в свете действующего воздушного законодательства.
Перед тем, как начать рассматривать эти вопросы, хотелось бы дать несколько пояснений, касающихся конкретно нашего случая.
Пояснение №1: Самолеты, находящиеся на посадочной площадке, несмотря на эмблему Аэроклуба нанесенную на них, находятся в собственности физического лица (о чем есть соответствующие подтверждающие документы). Аэроклуб (как юридическое лицо) в настоящее время их не эксплуатирует (не может их эксплуатировать), поскольку не является авиационным предприятием (авиакомпанией), т.е. не имеет сертификата эксплуатанта, и, соответственно, не выполняет полеты как юридическое лицо.
Самолеты переданы Аэроклубу в пользование физическим лицом - владельцем самолетов, и будут эксплуатироваться Аэроклубом (как юридическим лицом) только после оформления соответствующих нормативно-правовых документов (то есть после получения аэроклубом сертификата эксплуатанта).
В настоящее время, полеты на самолетах на площадке выполняются частными пилотами АОН – физическими лицами, с целью получения тренировки и за свой счет.
Пояснение №2: Согласно
Но при этом, ни один документ не запрещает выполнение полетов самолетов и пилотов АОН с пассажирами на борту. И, ни один документ не запрещает выполнение АОН коммерческих полетов (кроме полетов, связанных с выполнением конкретных видов деятельности: коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ), поскольку ст.21 ВК РФ носит не запретительный, а определительный характер.
Пояснение №3: Учитывая спорные вопросы, постоянно возникающие при выполнении полетов авиацией АОН за плату, (имеют ли частные пилоты право брать плату за полет или не имеют такого права), чтобы закрыть их однозначно, нами принято решение: все полеты для лиц, выполняющих полеты с частными пилотами на посадочной площадке – являются бесплатными, и выполняются безвозмездно (бесплатно). За полеты на площадке мы плату не берем.
Повторимся здесь: в существующем законодательстве, нет запрета на выполнение полетов пилотов АОН с пассажирами на борту. Не допускается лишь выполнение АОН конкретных видов деятельности: коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (которые могут выполняться только при наличии лицензии).
Те же, (и даже в меньшей степени), ограничения на обладателя свидетельства частного пилота накладываются Федеральными авиационными правилами "Требования к членам экипажа воздушных судов..." (утв. приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. №147),
То есть, данные ФАП не запрещают даже обладателю пилотского свидетельства частного пилота выполнять авиационные работы, накладывая, по сути, ограничение лишь на один конкретный вид деятельности: "коммерческие воздушные перевозки".
Воздушный кодекс РФ
Таким образом, остается неясным только вопрос что именно считать "воздушной перевозкой"? Этот вопрос и раскрывается ниже в этой статье.
Пояснение №4: Решение о выполнении или не выполнении конкретного полета с пассажиром на борту ВС, всегда остается за командиром воздушного судна АОН выполняющим полет (в данном случае: физическим лицом - частным пилотом).
Дав необходимые пояснения, перейдем, собственно, к теме.
В течение уже достаточно длительного времени существуют некоторые юридические трения вокруг проблемы так называемых "покатушек" - то есть прогулочных (экскурсионных, обзорных, демонстрационных или туристических) полетов, выполняемых на самолетах АОН частными пилотами за плату.
Являются ли такие полеты "коммерческой воздушной перевозкой" или нет? Это ключевой вопрос определяющий законность выполнения таких полетов.
Представители прокуратуры, а также представители территориальных управлений воздушного транспорта (первые не желая зачастую вникать в термины, а вторые не желая нести в случае чего какую-либо ответственность перед первыми),
Представители же АОН (аэроклубы, частные пилоты), утверждают, что ничего противозаконного здесь нет, соглашаясь с тем что коммерческая составляющая, конечно, есть (что отнюдь не запрещено), но вот называть прогулочный полет "коммерческой воздушной перевозкой" нельзя. В этом вопросе, их мнение совпадает с
Тем не менее, периодически, представители правоохранительных органов пытаются привлечь к ответственности представителей АОН (отдельных владельцев ВС, руководство аэроклубов), за длящееся по их, (сотрудников правоохранительных органов), мнению правонарушение.
Представители же АОН, в свою очередь, пытаются доказать что ничего такого, за что их можно привлечь к ответственности они не совершают.
Вопросы зачастую решаются в суде, и даже в пользу представителей АОН, но, поскольку у нас нет понятия "прецедентного права", в каждом отдельном случае представителям АОН приходится доказывать свою правоту отдельно.
Это противостояние длится уже не один год, и будет длиться еще долго (а может и не долго), но до тех пор, пока воздушное законодательство РФ не будет усовершенствовано таким образом, чтобы соответствовать (отвечать) реалиям времени.
Здесь надо вкратце отметить, что все действующее законодательство РФ в сфере авиации изначально почти полностью было перетянуто из времен СССР, где понятий "частный самолет", "частный пилот", "частный аэродром (посадочная площадка)" не могло быть в принципе, а если человек (пассажир) и садился в самолет, то уж непременно и только за тем, чтобы его (этого человека), куда-нибудь перевезли. А иначе, что ему еще в самолете делать-то? Это ж, мол, не игрушка.
Вопрос же о том, что человек может сесть в самолет для того чтобы "просто покататься" (не пытаясь при этом переместиться из одного места в другое), даже не рассматривался в СССР.
Впрочем, рассматривался, конечно, но это было скорее исключение чем правило, и писать под этот момент специальный документ не находилось смысла.
В 90-е годы, эти вопросы (несовершенства законодательства) занимали не многие умы, поскольку годы были тяжелые, а авиация - занятие не из дешевых. Но с начала 2000-х годов, параллельно с улучшением экономической ситуации, в нашей стране началось активное развитие авиации общего назначения, и многочисленные недоработки воздушного законодательства начали проступать со всей очевидностью. К чести наших законотворцев, следует отметить, что воздушное законодательство постоянно совершенствуется в пользу развития АОН в стране.
Так, за последние годы, был существенно упрощен порядок использования воздушного пространства, порядок подачи заявок на его использование (заявку на ИВП теперь можно подать и через интернет), были усовершенствованы многие законодательные акты в сфере деятельности авиации (начиная с Воздушного Кодекса РФ и далее вниз), но, тем не менее, недоработки в законодательстве (такие как: общие места, некорректные трактовки и определения, а также отсутствие ряда определений и ряда регламентирующих деятельность АОН документов), все еще остаются. При этом, государственная работа по изменению законодательства ведется в нужном направлении, что позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем, данные проблемы будут решены. Причем решены в пользу АОН, поскольку государство понимает, что АОН - это элемент развития экономики, причем, в условиях нашей страны (с нашими расстояниями) просто неоценимый.
Пока же, пользуясь недоработками и отсутствием четких определений в воздушном законодательстве, представителей АОН на местах иногда пытаются "шельмовать": мол, вы, такие-сякие, закон нарушаете, деньги за полеты берете, а не должны ведь!
"Ага!" - говорят сотрудники органов, для которых любой полет на самолете автоматически является "воздушной перевозкой" (а если за плату, то и коммерческой) - "вы выполняете коммерческие воздушные перевозки, катая людей на самолете за деньги, а это нельзя. Лицензия нужна. Нарушаете!".
"Да нет же!" - восклицают представители АОН - "перевозка это несколько другое. Понятие "перевозка" подразумевает перемещение кого-то (или чего-то) из одного пункта в другой пункт, а здесь мы взлетаем и садимся в одном и том же месте, то есть, факт именно перевозки отсутствует. Да, мы провозим человека на самолете, но НЕ перевозим! Не подменяйте понятия. Закон запрещает "перевозить", но отнюдь не запрещает "провозить". Это два разных слова, да, однокоренных, но разных, посмотрите же в словарь, наконец! Закон накладывает ограничения именно на "перевозку", да и то, на коммерческую, то есть, если бесплатно, то мы можем и перевозить".
"Ну как же так вы не перевозите? Человек в самолете сидит? Сидит. Самолет при этом летит? Летит. Это уже и есть воздушная перевозка. Деньги при этом берете? Ну, так значит это - коммерческая воздушная перевозка. Лицензии на коммерческую перевозку нет? Вам штраф", заявляют уполномоченные органы.
"Да не перевозим мы никого!" - возмущаются представители АОН...
И такие препирательства идут уже несколько лет. Все из-за несовершенства законодательства, где нет четкого определения самого понятия "перевозка". Определение понятия "коммерческая воздушная перевозка" есть, понятия "воздушная перевозка" есть (перевозка кого- или чего-либо воздушным транспортом по воздуху), а понятия просто слова "перевозка" - нет. И отсюда идет подмена понятий, когда слово "
При отсутствии определения слова в законе, логика требует использовать словарное значение этого слова. Словарь Ожегова отсылает нас от слова "перевозка" к слову "
Sapienti sat, как говорили древние латиняне. Но не тут-то было!
"Нет, вы занимаетесь коммерческой воздушной перевозкой пассажиров" - продолжают утверждать блюстители закона.
Наша песня хороша, начинай сначала... споры, штрафы, суды...
Такой подход со временем изрядно поднадоел представителям АОН, и в свое время (во время очередных разбирательств на тему "нарушаете - не нарушаю"), был сделан официальный запрос в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУГА), с конкретной целью: получить внятные ответы от профильных специалистов государственного (это важно) университета на спорные вопросы обозначенные выше.
В поданном представителем АОН запросе, были сформулированы и поставлены следующие вопросы:
1. Является ли экскурсионный полет предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг по перевозке пассажира воздушным транспортом?
2. Подлежит ли коммерческая деятельность в области гражданской авиации лицензированию?
3. Является ли деятельность по осуществлению экскурсионного полета деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия?
4. Правильно ли квалифицировать деятельность по осуществлению экскурсионного полета как длящееся правонарушение?
Государственный университет гражданской авиации поднапрягся, (впрочем, здесь мы не уверены, может и с легкостью), и выдал "
Здесь приводятся только выводы экспертов, поскольку полный документ содержит достаточно много букв интересных в основном специалистам.
В представленном же государственным университетом гражданской авиации правовом заключении, полностью раскрывается ход мысли автора ответа со ссылкой на законы, кодексы, и т.п.
Заданные вопросы касались прогулок на вертолете, но в данном случае понятно, что все нижеизложенное относится и к полетам на самолетах.
Итак, ответы специалистов ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации":
Вопрос 1.
Является ли экскурсионный полет на вертолете предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг по перевозке пассажира воздушным транспортом?
Ответ ГУГА:
Поставленный вопрос включает в себя два самостоятельных вопроса: 1) относится ли полет на вертолете к предпринимательской деятельности и, 2) можно ли квалифицировать экскурсионный полет на вертолете как перевозку пассажира воздушным транспортом.
Экскурсионный полет на вертолете квалифицируется как предпринимательская деятельность (действие), однако эта деятельность (действие) отлична от предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажира воздушным транспортом.
Комментарий:
Как мы видим, юристы государственного университета гражданской авиации (по сути - ведущего университета данного профиля в стране), приходят к тем же выводам, что мы изложили выше: то есть они оказались в состоянии разделить два разных понятия: "провозка" и "перевозка", что несомненно делает им честь.
То есть юристы-эксперты ГУГА сделали очевидный (не для всех, правда) вывод: экскурсионный полет пассажира на самолете / вертолете это НЕ перевозка этого пассажира.
Ну, а с тем, что когда берешь за полет деньги, то в деле присутствует коммерческая составляющая, никто особо и не спорит.
Вопрос 2.
Подлежит ли коммерческая деятельность в области гражданской авиации лицензированию?
Ответ ГУГА:
Коммерческая деятельность является родовым понятием по отношению к конкретным видам деятельности, которые охватываются понятием предпринимательская деятельность. По общему правилу, деятельность, в том числе коммерческая (предпринимательская), в области гражданской авиации лицензированию не подлежит.
Исключение составляют только такие конкретные виды деятельности, которые определены в
Применительно к гражданской авиации лицензированию подлежит только деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Иная коммерческая (предпринимательская) деятельность в области гражданской авиации лицензированию не подлежит.
Комментарий:
Лицензия на выполнение даже коммерческих полетов, если они не связаны с выполнением коммерческих воздушных перевозок - не требуется.
Вопрос 3.
Является ли деятельность по осуществлению экскурсионного полета деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия?
Ответ ГУГА:
Поскольку Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен исчерпывающий перечень видов деятельности требующих наличия лицензии и деятельность по осуществлению экскурсионного полета не закреплена в этом перечне, то такая деятельность не требует получения лицензии.
Комментарий:
Лицензия на выполнение экскурсионных полетов АОН - не требуется.
Вопрос 4.
Правильно ли квалифицировать деятельность по осуществлению экскурсионного полета как длящееся правонарушение?
Ответ ГУГА: Деятельность по осуществлению экскурсионного полета является правомерным действием. Поскольку, исключается одновременная квалификация волевого акта физического или юридического лица как правомерное действие (сделка) и как неправомерное действие (правонарушение), то следует вывод о том, что деятельность по осуществлению экскурсионного полета не правильно квалифицировать как длящееся правонарушение.
Комментарий:
Деятельность по выполнению экскурсионного полета с пассажиром - не является правонарушением.
А как у нас?
Все очень просто. Еще проще даже, чем написано выше. Как уже говорилось, нет ни одного документа, запрещающего частному пилоту брать с собой в полет пассажира бесплатно. Да летайте, пожалуйста!
А на нашей площадке, сейчас выполняют полеты именно частные пилоты - то есть физические лица. Аэроклубу же, до получения сертификата эксплуатанта (чтобы он мог выполнять полеты как юридическое лицо) еще надо время дорасти.
Ну а возможность Аэроклуба предоставлять свою посадочную площадку для выполнения на ней полетов частными пилотами (физическими лицами), да и не только частными, никто не может ставить под сомнение. То есть, если площадка официально существует, если она пригодна и готова к проведению на ней полетов, то почему нет? Пусть летают. Площадка должна жить (работать).
Периодически, когда у нас есть возможность, мы проводим благотворительные (то есть бесплатные) поощрительные акции для благотворителей, оказывающих помощь Фонду «Открытое небо», позволяя им бесплатно принять участие в проводимых полетах, если у них есть такое желание.
ВАЖНО!
Хочется отметить одну особенность проводимых акций по поощрению благотворителей фонда «Открытое небо»: просим вас расценивать предоставляемую в ходе проведения благотворительных акций возможность выполнить полет, не как платную услугу, а как благодарность пилотов вам, за помощь оказанную фонду «Открытое небо», который, в свою очередь, оказывает помощь в существовании нашего Аэроклуба.
Ваше пожертвование в пользу фонда «Открытое небо», абсолютно добровольный акт, направленный на поддержание и развитие АОН в регионе.
В свою очередь, проводимые нами акции с целью поощрения благотворителей, являются также добровольным актом с нашей стороны, и ваше участие в них, осуществляется только по вашему желанию.
Отсюда вытекает простой вывод:
Не рассматривайте ваше добровольное благотворительное пожертвование в пользу фонда «Открытое небо», как покупку билета на самолет, или как оплату развлекательной услуги (мы не продаем билетов, и не оказываем услуг).
Учтите вот что:
Делая добровольное благотворительное пожертвование фонду, вы не оплачиваете полет как таковой (фонд не проводит полетов), вы не оплачиваете услуги пилота (пилот не получает денежное вознаграждение за эту работу) и вы не оплачиваете аренду самолета (самолеты не сдаются в аренду), а вы именно совершаете акт добровольного жертвования в пользу юридического лица (фонда).
Данный акт благотворительного пожертвования с вашей стороны, по закону ни к чему получателя пожертвования не обязывает (и не может обязывать).
До встреч на площадке!